Информация о реализуемых образовательных программах

Информация о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, предусмотренных соответствующей образовательной программой

 

Начальное общее образование.

1 и 2 классы.

Учебный план школы, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации ФГОС начального общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя, определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса. А также в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Учебный план школы для 1 и 2 классов составлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

— Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

— Типовым положением об общеобразовательном учреждении (с изменениями и дополнениями), утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.;

— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993);

— Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации РФ № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год»;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

— Приказом комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области от 03.07.2012 г. № 792 «О внесении изменений в приказ Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области от 09.08.2011 № 1039 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных учреждений Волгоградской области, реализующих основные образовательные программы общего образования»;

— Рекомендациями по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

— Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

— О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

— Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

— Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

— Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

— О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001).

Учебный план определяет:

— структуру обязательных предметных областей;

— учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.

— минимальный объем годовой аудиторной учебной нагрузки и предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку. Классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. Начало учебного года с 1 сентября, продолжительность учебного года для 1-х классов – 33 учебные недели, для 2-х классов – 34 учебные недели.

В 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: первая четверть – три урока по 35 минут каждый и четвертый – в нетрадиционных формах (игра, экскурсии и т.д.); со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый. Во 2 классе — не более 5 уроков по 40 минут каждый и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

Продолжительность каникул в течение года – не менее 30 календарных дней и для 1 класса дополнительные недельные каникулы в феврале.

Учебный план начального общего образования направлен на решение задач образовательной программы начального общего образования школы:

— формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, способной к самореализации в образовательных и других видах деятельности;

— развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей;

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечение их эмоционального, духовно-нравственного благополучия.

Учебный план для 1 — 2 классов ориентирован на освоение государственных образовательных программ начального общего образования.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана в этих классах идёт процесс формирования базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:

— закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,

формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

— формируются универсальные учебные действия;

— развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Преподавание предметов в 1 и 2 классах ведётся по системе «Начальная школа XXI века».

Содержание образования в 1 и 2 классах реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Учебный план школы состоит из обязательной части.

Инвариантная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Инвариантная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

— формирование гражданской идентичности обучающихся;

— приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

— готовность к продолжению образования на последующих ступенях обучения;

— формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

— личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью

Учебный план определяет структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Искусство, Технология, Физическая культура.

Предметная область «Филология» включает три учебных предмета: русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Основная цель обучения русскому языку — формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, развитие устной и письменной речи, речевого творчества.

Основная цель изучения литературного чтения – формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. Осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа, её использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать различные виды текстов, определять их тему, главную мысль, выразительные средства. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Изучение иностранного языка призвано сформировать представления о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык других стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать её. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех её сторон – аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на страноведческом материале.

Предметная область «Математика и информатика» реализуется предметом математика. Изучение этого учебного предмета способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др., обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, сравнение, рассуждение, доказательство и др.).

Предметная область «Обществознание и естествознание» реализуется с помощью учебного предмета окружающий мир. Его изучение способствует формированию уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, осознанию обучающимися целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Происходит формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. В процессе изучения окружающего мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях (общественно-полезный труд, труд в условиях семьи), объединение, систематизация, классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает сформированность универсальных учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).

Предметная область «Искусство» включает два предмета: изобразительное искусство и музыку. Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающихся. Способность средствами рисунка, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.

Предметная область «Технология» представлена учебным предметом технология. Основная цель его изучения — формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Обучающиеся получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия – планирование, контроль и оценивание своей деятельности. Формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда, выполнения правил его безопасности. Существенным компонентом предмета является введение информационно-коммуникационных технологий.

Предметная область «Физическая культура» реализуется через предмет физическая культура. Основная цель его изучения — укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Таким образом, при формировании учебного плана в полном объёме сохранено содержание, являющееся обязательным, структура и содержание учебного плана ориентированы на реализацию задач, поставленных перед педагогическим коллективом начальной школы. Преподавание предметов гарантировано необходимым программно-методическим обеспечением согласно Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.

3 и 4 классы.

Приоритетами при формировании учебного плана для 3 и 4 классов являются:

— защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

— интересы обучающихся, включение регионального минимума содержания образования;

— преемственность образовательных программ на ступенях начального и основного общего образования;

— реализация идеи непрерывности начального и основного общего образования;

— в соответствии с социальными потребностями предоставляется возможность получения образования в классах развивающего и традиционного обучения младших школьников.

Учебный план 3-4 классов реализуется по модели четырехлетней начальной школы, преподавание предметов ведется по УМК «Начальная школа XXI века».

Строится учебный план в соответствии с определенными теоретическими представлениями о самом содержании образования. В нем заключена индивидуальная образовательная программа ученика (его образовательный маршрут) в процессе обучения, направленного на усвоение знаний, формирование способов деятельности, опыта творчества, эмоционально-ценностного отношения к действительности и к самому себе.

Базовый компонент представлен следующими учебными предметами:

  1. Русский язык. Содержание функции образовательной области формируется из ведущих научных идей в этой сфере, а именно: концентрация внимания на развитие речи; направленность на овладение коммуникативной функцией языка; практическая направленность обучения.
  2. Литературное чтение дает возможность больше приобщить к литературе как виду искусства. Ребенок может овладеть искусством слова как читатель, слушатель, автор. Это позволяет решать задачи преемственности со средним звеном обучения.
  3. Иностранный язык (английский). В связи с тем, что начальная школа является органической частью системы непрерывного образования, в учебный план введен иностранный язык. В целях качественной подготовки для развития творческих способностей и познавательных интересов обучающихся на изучение языка отводится два часа в неделю.
  4. Математика уделяет большое внимание формированию мыслительной деятельности:

1) введению фундаментальных понятий;

2) овладению основными методами математической деятельности;

3) внедрению системы математических понятий;

4) исследованию и открытию свойств геометрических фигур: выявлению различных геометрических закономерностей.

  1. Учебный предмет «Окружающий мир» (под редакцией Виноградовой Н.Ф.) дает возможность сформировать у детей целостную картину окружающего их мира и определить место человека в нем. Данный курс формирует у учащихся представление о научной картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном органическом единстве; закладывает основы экологической культуры; воспитывает любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре.
  2. Учебные предметы «Физическая культура», «Музыка» способствуют решению проблемы гуманизации, гуманитаризации и демократизации начального образования.

Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» направлены на саморазвитие и развитие личности ребенка, на выявление творческого потенциала; развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетических и политехнических знаний и умений, способствуют расширению общекультурного кругозора учащихся.

  1. Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (для обучающихся 4 классов) представлен курсом «Основы православной культуры и светской этики», выбор которого определен запросами учащихся и их родителей (законных представителей). Цель этого предмета — воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о традициях русской православной культуры, ее роли в культуре, истории и современности России.

Таким образом, при формировании учебного плана в полном объёме сохранено содержание, являющееся обязательным, структура и содержание учебного плана ориентированы на реализацию задач, поставленных перед педагогическим коллективом начальной школы. Преподавание предметов гарантировано необходимым программно-методическим обеспечением согласно Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.

 

Основное общее образование.

Учебный план основного общего образования школы направлен на решение следующих задач:

— усвоение основ наук в соответствии с базисным компонентом учебного плана на уровне требований федеральных стандартов; подготовка учащихся к выбору профиля обучения путем развития у них общих интеллектуальных и специальных способностей; создание условий для профильного обучения;

— дальнейшее оптимальное развитие творческих способностей (гибкости мышления, критичности, цельности восприятия явлений);

— формирование установки на самовоспитание на основе общечеловеческих гуманистических ценностей;

— формирование знаний о культурно- исторических, экологических и социальных особенностях нашего региона; развитие соответствующих умений;

— формирование знаний о возможностях своего организма, необходимости вести здоровый образ жизни.

Учебный план основного общего образования школы включает учебные предметы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта образования. Выполняются установленные нормы предельно-допустимой нагрузки при 5-ти дневной учебной неделе и продолжительностью уроков 40 минут.

За счёт часов Компонента образовательного учреждения введено изучение следующих курсов:

— «Школьная риторика» (34 часа) в 7-9 классах;

— «Информатика» (34 часа) в 7 классах.

Введены часы изучения следующих курсов за счет часов из части, формируемой  участниками образовательных отношений:

— «Обществознание» (34 часа) в  5 классах,

— «Информатика» (34 часа) в 5 — 6 классах

В 8 классах введен элективный курс по литературному краеведению «Волгоградские писатели о родном крае» (34 часа).

В 9 классах учебный курс «Предпрофильная подготовка» ориентирован на оказание обучающимся психолого-педагогической помощи в выборе дальнейшего  профиля обучения с учётом жизненных планов и рынка труда, создание условий для самоопределения учащихся.

 

Среднее (полное) общее образование.

Учебный план для X-XI классов направлен на решение следующих задач:

— обеспечить освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования;

— формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности;

— обучение личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы;

— сформировать у учащихся обоснованные и осознанные жизненные планы и профессиональные намерения на основе обучения в профильных классах, умения и навыки самообразования, творческой исследовательской деятельности;

— сформировать гуманистическое мировоззрение, навыки самовоспитания, положительную Я — концепцию;

— обеспечить готовность вести здоровый образ жизни, распространять эту позицию среди других людей;

— обеспечить социализацию личности, способной в последующем на участие в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества.

Приоритетами при формировании учебного плана школы являются:

— защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психологического и физического здоровья;

— учет образовательных интересов обучающихся;

— преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профильного образования.

Принципы построения учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта.

Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане на базовом и профильном уровнях.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направлены на завершение общеобразовательной подготовки учащихся.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения и обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

В X-XI классах предусмотрены обязательные учебные предметы:

«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Алгебра начала анализа», «Геометрия», «Информатика и ИКТ», «История России», «Всеобщая история», «Физическая культура», «Физика», «Химия», «Биология», «Технология», «ОБЖ», «География», интегрированный курс «Обществознание» и учебные предметы по выбору школы: «Право» и «Экономика».

Количество часов, отводимое на изучение данных учебных предметов, соответствует нормативам Примерных учебных планов образовательных учреждений Волгоградской области, реализующих основные образовательные программы общего образования, Примерным программам среднего (полного) общего образования.

На третьей ступени образования «ОБЖ» изучается как самостоятельный учебный курс по 1 часу в каждом году обучения. В 10 классе по окончании учебного года проводится 5-дневные сборы для юношей. При изучении ОБЖ в 11-ом классе класс делится на группу юношей и группу девушек (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441)

За счет часов Компонента образовательного учреждения введено изучение следующих курсов:

— «Русский язык» — 102 часа в 10-11 классах для изучения предмета «Русского языка» на профильном уровне;

— «Обществознание» — 102 часа в 10-11 классах для изучения предмета «Обществознание» на профильном уровне;

— «Экономика» — 17 часов в 10-11 классах для изучения предмета «Экономика» на базовом уровне;

— «Право» — 17 часов в 10 — 11 классах для изучения предмета «Право» на базовом уровне.

В результате анкетирования учащихся и родителей выявлены социально-гуманитарное направления профильного обучения.

В связи с запросом социума микрорайона вводятся следующие предметы для изучения на профильном уровне:

10А класс – русский язык, обществознание;

11А класс – русский язык, обществознание.

Вариативно-индивидуальная часть учебного плана направлена на реализацию запросов родителей и учащихся, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий, с последующим профессиональным образованием и включает в себя: элективные курсы по выбору учащихся, элективные курсы по выбору образовательного учреждения.

Часы школьного компонента распределены следующим образом:

на изучение элективных курсов в школе в 10-м классе в группе социально-гуманитарного профиля отводятся следующие часы:

— «Права и обязанности человека в современном мире» (17 часов).

— «Функции помогают уравнениям» (17 часов).

В 10 классе в группе, изучающей предметы на базовом уровне, на изучение элективных курсов в школе отводятся следующие часы:

— «Права и обязанности человека в современном мире» (34 часа).

— «Основы политических знаний» (34 часа).

— «Практический курс русской стилистики» (34 часа).

— «Деловая речь. Деловое письмо» (34 часа).

— «Функции помогают уравнениям» (34 часа).

Также по запросу учащихся введён элективный курс по биологии «Актуальные вопросы молекулярной биологии» ( 34 часа).

в 11-ом классе в группе социально- гуманитарного профиля отводятся следующие часы:     

— «Я и закон» (17 часов).

— «Решение нестандартных задач по математике» (17 часов).

 В 11 классе в группе, изучающей предметы на базовом уровне, на изучение элективных курсов в школе отводятся следующие часы:

— «Я и закон» (34 часа)

— «Основы политических знаний» (34 часа).

— «Решение нестандартных задач по математике» (34 часа).

— «Практический курс речеведения» (34 часа)

— «Обучение сочинениям разных жанров» (34 часа).

Также по запросу учащихся введён элективный курс по биологии «Проблемы современной биологии» (34 часа).

В 10 классе введён элективный курс по английскому языку ( 17 часов) «Обучение английской  диалогической речи по теме « Профессия , которую мы выбираем».

С целью повышения уровня литературного образования учащихся за счет часов компонента образовательного учреждения в учебный план для всех учащихся введены элективные курсы «Слово земли Волгоградской» (10 класс, 34 часа) и «Литература родного края» (11 класс, 34 часа).

Данные курсы направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека.

Выпускник современной школы, как следует из заказа общества и родителей – заказчиков и потребителей образовательных услуг, должен быть успешной и эффективной личностью, что проявляется в эффективном решении социокультурных значимых задач. Он должен обладать компетентностями в различных сферах (политика и право, экономика и экология, российская культура и межкультурные связи, здоровье и выживание в экстремальных ситуациях).

Социальное проектирование является способом реализации на практике задач, поставленных перед школой.

В 10 и 11 классе ведётся курс «Социальная практика» – внеурочная форма организации образовательной деятельности учащихся в форме социально значимой деятельности определённой профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта.

Социальная практика вводится в учебный план в соответствии с Положением   о социальной практике и поможет старшеклассникам:

  • найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным),
  • изучать современный социум и найти свое место в нем,
  • узнать об интересующей профессии, понять, подходит ли эта профессия тебе или нет,
  • получить опыт поиска рабочего места,
  • научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации,
  • научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям,
  • учиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами,
  • учиться работать с деловой документацией,
  • учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело,
  • учиться планировать, проектировать свою деятельность

Реализация данного учебного плана предоставляет возможность всем учащимся получить базовое образование, позволяет удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся школы.